- ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
- – в СССР отрасль советского социалистического права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности Советского социалистического государства, т. е. в связи с плановой аккумуляцией (мобилизацией) и распределением государством денежных средств, в соответствии с его задачами и функциями, в целях построения коммунистического общества. Финансовая деятельность Советского государства направляется Коммунистической партией в соответствии с требованиями закона планомерного (пропор- . ционалыюго) развития народного хозяйства, опирающегося на основной экономический закон социализма – максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Финансовая деятельность имеет также своей целью укрепление обороноспособности и усиление независимости Советского Союза:.
Финансовая деятельность Советского государства осуществляется органами государственной власти и управления посредством единой социалистической системы финансовых институтов (бюджет, кредит, налоги, страхование, финансовый контроль и др.).
Единство советской финансовой системы, базирующейся на единстве политической и экономической основы, способствует планомерному, рациональному, эффективному использованию государственных денежных средств, осуществлению строжайшего режима экономии – важнейшего рычага дальнейшего подъёма народного хозяйства,активного, действенного финансового контроля, что наряду с другими, факторами (ростом производительности труда, рентабельности и т. д.) обеспечивает быстрое движение социалистического хозяйства вперёд.
Ф. п. как часть социалистической правовой надстройки содействует осуществлению Советским государством его политических, хозяйственных, культурных задач на отдельных этапах его развития, активно воздействуя на процесс распределения национального дохода в направлении обеспечения государства необходимыми денежными средствами для осуществления стоящих перед ним задач.
Советское Ф. п. в целом как отрасль социалистического права и отдельные финансово-правовые институты (бюджет, кредит, налоги, финансирование, страхование и т. д.), выполняя свою-служебную роль, всемерно содействуют укреплению и развитию социалистического базиса. Советское Ф. п. сыграло активную роль в деле ликвидации старого, капиталистического базиса, в строительстве нового, социалистического базиса и играет большую роль на современном этапе развития СССР, активно содействуя созданию материально-технической базы коммунизма.
Ф. п. призвано сыграть весьма активную, важную роль в осуществлении трёх основных предварительных условий перехода к коммунизму. Так, наряду с другими отраслями советского права Ф. п. играет большую роль в осуществлении Советским государством культурно-воспитательной работы, в ликвидации пережитков в сознании людей, в воспитании масс в духе советского патриотизма, бережного, экономного, хозяйского отношения к народным деньгам, способствует выявлению и использованию огромных внутренних ресурсов и резервов, является важным фактором в укреплении социалистической системы хозяйства!.
По мере продвижения к коммунизму расширяется хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная деятельность Советского государства. В связи с этим возрастает роль Ф. п. и его институтов в деле охраны социалистической собственности, укрепления социалистической законности (см.), контроля за соблюдением режима экономии и финансовой дисциплины во всех областях государственной деятельности.
В основе правового регулирования финансовых отношений лежат принципы демократического централизма, советского социалистического федерализма и ленинеко-сталинской национальной политики, принципы социалистической законности и финансовой дисциплины. Демократический централизм выражается, в частности, в том, что наряду с сосредоточением Союзом ССР финансового планирования и руководства в регулировании доходов и расходов (в общесоюзном масштабе) республиканским и местным органам государственной власти, исходя из возложенных на них задач, предусмотренных государственным народнохозяйственным планом, предоставляются самостоятельная устойчивая финансовая база и широкие бюджетные права. Каждая союзная и автономная республика, каждый местный Совет депутатов трудящихся имеют самостоятельный бюджет, который одновременно является составной частью государственного бюджета СССР (см. Бюджет государственный).
Советский социалистический федерализм, в основе которого лежит ленинско-сталинская национальная политика, находит своё выражение и в финансовых мероприятиях Советского государства, определяющего, с учётом особенностей соответствующей союзной и автономной республики и автономной области, размер её доходов, размер расходов на хозяйственное и культурное строительство, обеспечивающих быстрый рост её экономики, всестороннее развитие культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию. На этой основе национальные республики за период существования Советской власти достигли огромных успехов в своём развитии.
Советское Ф. п. регулирует обширный круг общественных отношений, возникающих в связи с организацией бюджетной системы СССР; с бюджетным процессом, т. е. порядком составления, рассмотрения, утверждения, исполнения государственного бюджета СССР и утверждения отчёта о его исполнении в целом и отдельных его звеньев (союзный, республиканские и местные бюджеты) ; с установлением компетенции органов государственной власти и управления СССР и союзных республик по распределению государственных доходов и расходованию государственных денежных средств; с установлением и выполнением обязательных платежей (налоги, сборы, отчисления от прибылей и др.) социалистическими предприятиями и организациями, а также с Зстановлением обязательных платежей для граждан; с привлечением государством для общегосударственных нужд в добровольном порядке денежных средств социалистических предприятий, организаций и граждан; с расходованием и использованием органами государственной власти и управления, социалистическими предприятиями, учреждениями и организациями денежных средств; с установлением объектов, источников, сроков краткосрочного и долгосрочного кредитования государственных хоз. органов, кооперативных организаций, колхозов, долгосрочного кредитования индивидуального жилищного строительства граждан и порядка погашения и взыскания банками просроченных ссуд; с регулированием денежного обращения в стране (изъятие излишков денег из оборота, выпуск новых денег и т. д.); с регулированием отношений внутри единой системы финансово-кредитных органов (между Министерствами финансов, Госбанком, банками долгосрочных вложений, сберкассами, госстрахом); в связи с осуществлением финансового контроля.
Таким образом финансовые правоотношения в СССР весьма многообразны. Они могут быть подразделены на следующие группы: 1) правоотношения между органами государственной власти (выше и нижестоящими) по поводу распределения государственных доходов, расходов и т. п.; 2) правоотношения между финансовыми органами и социалистическими организациями, состоящими на хозрасчёте (Изъятие части их накоплений в бюджет; финансирование их в необходимых случаях из бюджета; кредитование их банком и т. п,), правоотношения между финансовыми органами и организациями (учреждениями), состоящими на сметном финансировании; 3) правоотношения между отдельными органамиединой финансово-кредитной системы (напр., между Министерством финансов СССР и Госбанком, Главным управлением государственных трудовых сберкасс, Госстрахом, банками долгосрочных вложений), возникающие в связи с осуществлением ими функций мобилизации и распределения денежных средств. 4) правоотношения между финансовыми органами и гражданами (напр., по поводу взимания налогов, предоставления льгот по налогам и т. д.).
Субъектами финансовых правоотношений являются органы государственной власти и государственного управления (в том числе финансово-кредитные органы), социалистические предприятия, организации, учреждения и граждане Советского Союза. Финансово-правовые нормы устанавливают права и обязанности субъектов финансовых правоотношений.
Соблюдение и точное выполнение финансово-правовых норм обеспечивается в СССР методом убеждения и только в случаях нарушения ими их несоблюдения отдельными субъектами правоотношения – методом принуждения. По отношению к отдельным гражданам, а также по отношению к колхозам, нарушившим финансовую дисциплину, принуждение применяется лишь на основе решения народного суда. Субъектам налоговых правоотношений предоставлено право жалобы на неправильные действия финорга-нов, но подача жалобы не приостанавливает платежа. В свою очередь нарушение или невыполнение соответствующим финансовым органом финансово-правовой нормы влечёт за собой ответственность должностных лиц в административном или уголовном порядке.
Ф. п. СССР объединяет ряд финансово-правовых институтов. Каждый из них имеет свой объект регулирования, т. е. регулирует соответствующий круг финансовых отношений, возникающих в сфере многообразной, разносторонней финансовой деятельности Советского государства.
Ф. п. как отрасль права объединяет, таким образом, юридические нормы, образующие а своей совокупности его систему. Система Ф. п. состоит из следующих составных частей (институтов): бюджетное право; налоговое право; правовые основы государственного кредита; правовые основы государственного страхования правовое регулирование государственных расходов; правовое регулирование денежного обращения; государственный финансовый контроль и финансовые сметы.
Ф. п. граничит с другими отраслями советского социалистического права. Так, отношении в области государственного страхования, сберегательного дела, кредитования и расчётов регулируются не только финансовым, но и гражданским правом. Ф. п. регулирует отношения в области организации государственного страхования, сберегательного дела, банковского кредитования и взаимных расчётов в социалистическом хозяйстве, а также отношения, возникающие в связи с общими принципами, сроками и условиями кредитования и являющиеся одинаково обязательными для банков и хозорганов. К области же гражданского права относятся непосредственные отношения между банками и социалистическими хозяйственными организациями в области взаимных расчётов: между страховыми органами и страхователями; между сберегательными кассами, вкладчиками и займодержателям».
Ф. п. СССР граничит также с государственным и административным правом. Так, основы и принципы бюджетного устройства СССР определены непосредственно Конституцией СССР (ст. ст. 14, 60, 68, 97) и составляют неотъемлемую часть государственного права СССР. Возникающие же на этой основе отношения в области составления, утверждения и исполнения бюджетов, бюджетного регулирования и т. д. относятся к Ф. п. Отношения, возникающие м«жду финансовыми органами Министерства финансов СССР и его другими органами по поводу подбора кадров, приём а, увольнения, поощрения или наложения взысканий за невыполнение должностными лицами соответствующих заданий и распоряжений, регулируются нормам» административного права.
Источниками Ф. п. являются: Конституция СССР, Конституции союзных и автономных республик, Законы, издаваемые Верховным Советом СССР и Верховными Советами союзных и автономных республик, и Указы их президиумов; постановления и распоряжения Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик; совместные Постановлении СМ СССР и ЦК КПСС; решения и постановления Советов депутатов трудящихся и их исполкомов; инструкции Министерства финансов СССР и его органов, Госбанка СССР, банков долгосрочных вложений, Главного управления Государственных трудовых сберегательных касс и Госкредита, Главного управления Государственного страхования. Важным источником Ф. п. является ежегодно утверждаемый Верховным Советом СССР Закон о государственном бюджете СССР и законы о государственных бюджетах республик, утверждаемые соответственно Верхов- . ными Советам» республик.
Практика правового регулирования финансовых отношений в СССР широко используется странами народной демократии. Правовое регулирование финансовых отношений в странах народной демократииподчинено задачам социалистического строительства (европейские страны народной демократии), или подготовке условий для перехода к социалистическому строительству (Китайская Народная Республика), задачам систематического подъёма материального и культурного уровня широких масс трудящихся.
Ф. п. буржуазных государств, являясь составной частью буржуазного права, активно содействует осуществлению требований основного экономического закона капитализма, выражающего интересы класса капиталистов и в первую очередь его верхушки – финансовой олигархии. Буржуазное Ф. п. охраняет частную капиталистическую собственность, служит орудием эксплуатации и ограбления трудящихся масс, орудием угнетения и закабаления колониальных народов, способствует росту милитаризма, подготовке и развязыванию империалистических, агрессивных войн, подготовке новой мировой войны.
В корне отличается буржуазное Ф. п. от советского Ф. п. и по кругу регулируемых отношений. В капиталистических странах институты кредитования, расчётов, страхования находятся в руках отдельных, частных лиц. Весьма ограниченный характер имеют и связи бюджета с хозяйством (также вследствие сосредоточения его в руках кучки капиталистов-монополистов). Отношения, регулируемые буржуазным Ф. п., – это, по преимуществу, налоговые отношения, усиливающие эксплуатацию широких масс трудящихся и создающие льготы и прямую выгоду для эксплуататорских классов путём выдачи им субсидий, дотаций и т. д. из государственной казны за. счёт народных средств.
Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.